Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Здоровый образ жизни

Дата: 16 сентября 2021 в 13:13, Обновлено 22 сентября 2022 в 12:23

 

Пресс-релиз 15 августа - День здорового питания

 Здоровое питание должно обеспечивать рост, оптимальное функционирование органов и систем, полноценную жизнедеятельность, способствовать укреплению здоровья и профилактике неинфекционных заболеваний, включая диабет, болезни сердца, инсульт и рак.

Ежедневный рацион здорового питания состоит из злаков, овощей, зерновых, бобовых, фруктов, мяса, яиц, рыбы, молокопродуктов и правильных жиров. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов и взрослых должно составлять 1:1:4.

Важнейшим принципом правильного питания является принцип энергетической адекватности питания. Он заключается в том, что энергетическая ценность рациона должна соответствовать энергетическим затратам организма с учётом возраста, пола, состояния здоровья, специфики выполняемой работы.

Следующий принцип –  пластической адекватности питания. Он гласит, что в пищевом рационе должны присутствовать в необходимых количествах все жизненно важные вещества для строительных целей и регуляции физиологических функций, притом содержание и соотношение этих веществ (нутриентов) должно быть оптимально сбалансированным.

Существует также принцип ферментативной адекватности. Этот принцип предусматривает соответствие потребляемой пищи с функциональными  возможностями желудчно-кишечного тракта с учетом возраста, наследственности, физиологии и наличия соматических заболеваний. Например, для растущего организма из-за несовершенства и функционального становления ферментативного аппарата питание должно иметь диетическую направленность. Должны быть соблюдены нормы механического, термического и химического щажения пищи. Для соблюдения механического щажения грубоволокнистая пища, та же капуста, должна быть хорошо измельчена; для термического – температура холодных блюд должна быть комнатной, горячих блюд – не выше 50 градусов. Химическое щажение основано на исключении из питания продуктов, обладающих раздражающим действием и усиливающим секреторную активность. Например, маринады, крепкий чай, острые и копченые блюда, газированные напитки.

Наибольшую важность представляет собой принцип безвредности питания. Пища не должна содержать патогенных микроорганизмов, а также ксенобиотиков, радионуклидов, в количествах, не превышающее их допустимые уровни. Должны быть соблюдены санитарно-гигиенических требования, т.е. высокое качество сырья, соблюдение условий и сроков хранения, а также заготовки и транспортировки продуктов питания.

  Принцип биоритмологической адекватности питания говорит о необходимости соблюдения рационального режима питания в соответствии с биологическими и социальными ритмами. Пищу необходимо употреблять в одно и то же время с интервалом не более 3,5-4 часа. Последний прием пищи – за 2,5-3 часа до сна.

В целом, правильное питание предполагает также соблюдение принципов индивидуальности, грамотности и умеренности.

Кроме этого следует помнить о том, что:

- нужно исключить из рациона фастфуд и газированные напитки, кондитерские изделия, консервы, чипсы;

- уменьшить количество соли в рационе (менее 5 грамм в день);

- употреблять достаточно белков – на 1 кг веса 1 г белка;

- блюда запекать, варить, тушить, готовить на пару;

- в день есть не менее 400 грамм овощей/фруктов;

- заменить быстрые углеводы медленными;

- необходимое количество жидкости в день, при отсутствии противопоказаний, должно составлять 30-40 мл на килограмм массы тела человека. В среднем это составляет 1,5- 2,5 л. Часть из этого количества расходуется на приготовление пищи, другая часть - в качестве питья. Идеальной для питья считается чистая (фильтрованная или бутилированная) негазированная питьевая вода. Можно также использовать минеральную воду с низкой минерализацией, чай (зеленый, черный, каркаде), натуральный кофе, цикорий, свежеотжатые соки, травяные отвары. Интервал между питьем и приемом пищи должен составлять не менее 30 минут.

- выбирать правильные жиры – оливковое и подсолнечное масло, льняное масло и льняные семечки, жирную рыбу и морские водоросли.

«15» августа 2022 года в ГУ «Хойникский районный ЦГЭ» будет работать «прямая» телефонная линия врача-гигиениста с 8.00 до 13.00 по телефону 8 (02346) 4-18-87.

Профилактика ботулизма

Ботулизм – это пищевое отравление, возникающее в результате употребления продуктов, зараженных палочками ботулизма и характеризующееся тяжелым поражением нервной системы. Местом постоянного обитания возбудителей является почва, из которой они попадают на грибы, свежие фрукты, овощи, в воду.

Непременным условием для развитиямикробов является отсутствие кислорода, что может происходить в герметически закупоренных банках, в толще плохо прокопченных окороков, вяленой рыбы.Большинство консервов является хорошей питательной средой для размножения палочки ботулизма.К ним в первую очередь относятся кабачковая и баклажанная икра, консервированные свекла и морковь, мясные, рыбные, грибные консервы.Токсинустойчив к воздействию внешней среды и разрушается лишь при кипячении в течение 10 – 15 минут.

В большинстве случаев ботулизм начинается остро. Появляется недомогание, мышечная слабость, головокружение, головная боль, сухость во рту. В начальном периоде может наблюдаться тошнота, рвота, иногда боли в животе. В течение первых двух суток заболевания появляются нарушения зрения: пелена или сетка перед глазами, дрожание глазных яблок, опущение век, двоение в глазах. Голос становится слабым, глотание и дыхание затруднены.

Профилактика ботулизма:

не рекомендуется консервировать в домашних условиях грибы, мясо, рыбу, зелень;

для консервирования использовать свежие фрукты и овощи, недопустимо консервировать лежалые, испорченные плоды;

тщательно мыть овощи и плоды; если их поверхность загрязнена землей, пользоваться при мытье щеткой;

строго соблюдать правила стерилизации банок, крышек и режим тепловой обработки продуктов в домашних условиях;

хранить домашние консервы при низких температурах, обязательно отбраковывать и уничтожать бомбажные (вздутые) банки;

запрещается покупать на рынках (с рук) изготовленные в домашних условиях консервированные грибы или овощи в банках с закатанными крышками.

Главный государственный

санитарный врач Хойникского района                                    Н.Г. Логвинец

  

Ссылка на единый белорусский портал Министерства здравоохранения Республики Беларусь  http://minzdrav.gov.by/ru/

Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (из устава Всемирной организации здравоохранения)

Здоровье - это твой личный ответственный выбор.

Юность - время, когда ты каждый день строишь свою будущую жизнь.

Благополучие твоей жизни зависит от твоего здоровья, трудоспособности, созидательной энергии, образования и культуры.Твое здоровье - в твоих руках.

Главное - это всегда ощущать свою ответственность за его сохранение и постоянно вырабатывать в себе привычки здорового образа жизни.

Найди такого друга, который поддержит тебя, разделит твои усилия на пути к здоровью и успеху в нашей сложной жизни.Все препятствия на этом пути преодолимы.

А если будет трудно, повторяй формулу успеха:

 « Я смелый, твёрдо уверенный в себе человек!

    Я всё смею, всё могу, всё мне по плечу!

    Я смело смотрю миру в лицо.

    Среди всех житейских ураганов и бурь

    я крепко стою как скала,

    о которую всё сокрушается!»

 <font color="#ff0000">Хочешь</font> <font color="#ff0000">быть</font> <font color="#ff0000">здоровым</font> и успешным? 

 Не разрушай  здоровье и жизнь! 

  1. Будь добрым и приветливым, вырабатывай позитивный взгляд на мир. Это располагает к тебе людей и продлевает жизнь.
  2. Правильно питайся, выбирай полезные продукты. Это добавляет до 20 лет жизни.
  3. Употребляй витамины. Они прибавляют 5-7 лет жизни.
  4. Употребляй продукты, содержащие клетчатку, которая очищает желудочно–кишечный тракт. (Плюс 5-7 лет жизни).
  5. Развивай свой ум, интеллект. Доказано, что люди с высшим образованием живут дольше.
  6. Тренируй естественные защитные силы организма. Занимайся фитнесом, больше двигайся, ходи пешком, закаляйся. Это добавляет ещё 7-10 лет жизни.
  1. Не будь злобным, угрюмым, не таи обид, избавляйся от негативного взгляда на мир. Это отталкивает людей и укорачивает жизнь.
  2. Помни: - неправильное, неполноценное питание делает жизнь короче.
  3. Недостаток движения, физических нагрузок, очень вредны.
  4. Откажись от курения, оно укорачивает жизнь не меньше, чем на 20 лет и делает человека больным.
  5. Не будь жертвой курильщиков. Пассивное курение (вдыхание табачного дыма) укорачивает жизнь до 10 лет.
  6. Не употребляй психоактивных веществ, разрушающих ткани мозга и весь организм (алкоголь, наркотики).

Формирование здорового образа жизни учащихся
На современном этапе развития общества стратегической целью является воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, здоровой личности и охрана здоровья подрастающего поколения.

Успешная реализация данной цели на всех этапах обучения и воспитания может быть осуществлена при условии разработки концептуальных основ формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в учебно-воспитательном процессе учащихся школ, лицеев, колледжей, а также студенческой молодежи.

Один из путей решения этой проблемы - проведение целенаправленной разъяснительной работы среди учащейся молодежи о важности понимания философии здоровья, формирование ценностной ориентации на культуру здоровья и здоровый образ жизни, овладение современными педагогическими технологиями, повышение интереса к основным компонентам ЗОЖ.

Учитывая особенности возрастного развития детей и подростков на каждом этапе, следует убедительно доводить до сведения каждого, что здоровый образ жизни - это типичные и существенные для данной общественно-экономической формации виды, типы, способы жизнедеятельности человека, укрепляющие адаптивные возможности его организма, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия.

Каждый школьник, учащийся и студент должен знать, что основными критериями здорового образа жизни являются: гигиеническая обоснованность поведения человека, физиологически оптимальный режим труда, достаточная двигательная активность, отказ от вредных привычек, рациональное питание, правильно организованный, направленный на восстановление сил отдых, полезные для личности, семьи, общества формы досуга, оптимальные межличностные отношения и т.д.

Последовательное приобретение учащимися знаний об основах формирования ЗОЖ позволит акцентировать их внимание на том, что ЗОЖ - это не только специальная деятельность, направленная на осознание необходимости сохранения и совершенствования его здоровья, но и организующее начало для формирования жизненных ценностей на различных этапах развития.

Согласно мнению ученых, «Здоровье - это обычное состояние духа, эмоциональной, психической и физической сфер жизнедеятельности человека, которое создает наиболее благоприятные условия для расцвета его личности, талантов и способностей, для осознания им неразрывной связи с окружающим миром, своей ответственности за него» (Шаталов Г. С. «Философия здоровья». М.: «Елен и К», 1997.).

В процессе обучения и воспитания, учащиеся начинают понимать, что такое «здоровье индувидума» (человека) и характеризовать его как динамический процесс приспособления к окружающей среде, который следует рассматривать, как адаптацию организма к различным условиям жизни.

Для формирования ЗОЖ очень важно, чтобы каждый обучающийся усвоил, что критериями оценки здоровья являются:

- уровень физической работоспособности и морфологического развития на данном этапе;

- отсутствие хронических заболеваний, физических дефектов, ограничивающих социальную дееспособность;

- социальное благополучие, возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и сохранение определенной устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Понятие «здоровье» существует в противовес понятию «болезни». Как отмечал В. П. Петленко (2000 г.), в жизни человека есть одно удивительное состояние: когда «оно» есть, его не чувствуют, как только «его» потеряли, появляется «боль». Боль - это сигнал о неблагополучии в нашем организме.

Здоровье человека - это удивительное свойство, о котором в свое время сказал Сократ: «Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто».

Установлено, что главными факторами здоровья являются:

- движения, обеспечивающие долголетие;

- интенсивные физические нагрузки, благоприятно влияющие на функционирование организма;

- правильное рациональное питание, обеспечивающее здоровье;

- закаливание, являющееся залогом здоровья;

- водные процедуры, дающие нам бодрость;

- массаж, применяемый для здоровья, уход за телом, профилактика заболеваний.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми, мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. На всех этапах обучения в системе непрерывного образования следует усвоить, что здоровье помогает выполнять наши планы, успешно решать жизненное важные задачи, преодолевать трудности и, если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, здоровый образ жизни обеспечивают ему долгую и активную жизнь.

К сожалению, здоровье часто теряется потому, что многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм ЗОЖ. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамия), вызывающей преждевременное старение, другие не соблюдают меру в еде, что приводит к ожирению, склерозу сосудов, в отдельных случаях - к сахарному диабету, третьи не умеют правильно отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот. Эти люди всегда беспокойны, нервны, страдают заболеванием внутренних органов. Определенная часть людей страдают пристрастием к курению и алкоголю, тем самым активно укорачивают свою жизнь.

Как известно, понятие «образ жизни» рассматривается как тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации.

Для взрослых основными параметрами образа жизни является труд, для учащихся - учеба, а также - быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, различные поведенческие привычки и проявления.

По мнению философов, болезнь - есть жизнь, стесненная в своей свободе, тогда как здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивая полноценное развитие и реализацию возможности индивида, способствует формированию активной жизненной позиции и является необходимым условием воспитания гармонически развитой личности.

Ученые пришли к выводу, что вести свою деятельность по формированию ЗОЖ у учащихся педагог должен с учетом индивидуальных возрастных особенностей детей и подростков.

Возрастными этапами, которые проходит ребенок, являются дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский возраст, и на каждом возрастном этапе следует дать определенный объем знаний о ЗОЖ, выработать соответствующие умение, навыки и положительные привычки по выполнению каждого его компонента.

При организации деятельности, направленной на формирование здорового образа жизни в системе непрерывного образования, следует предусмотреть следующее:

- рациональный режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях;

- оптимальная и систематическая физическая активность;

- научно-обоснованное, эффективное закаливание;

- нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания;

- коплекс психо-гигиенических и психо-профилактических воздействий;

- учет и коррекция влияния окружающей среды на здоровье;

- вред и польза самолечения;

- аргументированная и действенная пропаганда вредных для здоровья факторов - алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании;

- формирование у детей и подростков правильных представлений о половом созревании, знаний и мер профилактики СПИДа;

- обучение по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.

Установлено, что здоровый образ жизни - это наука и искусство помогать людям изменить их образ жизни для достижения состояния оптимального здоровья.

Последовательное выполнение всех этих требований ЗОЖ от одной возрастной группы к другой, позволит сформировать у обучающихся твердое убеждение в том, что здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья человека, и что формирование этого стиля жизни у населения - важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба.

По утверждению В. А. Токаревой (1996 г.), «здоровый образ жизни, будучи интегративной характеристикой нормального развития, как отдельного человека, так и общества в целом, является показателем социального здоровья нации».

Доказано, что внедрение здорового образа жизни в определенной мере зависит от того, насколько сильна и прочна нравственно-психологическая позиция человека, т.к. именно от неё зависит, поддается ли он алкоголизму, наркотикам и разврату и другим вредным привычкам. Суммарно, негативное вышеназванное явление очень легко может привести к развитию стрессовых состояний, нервному напряжению, заболеваниям, тем самым, блокируя ЗОЖ человека.

Основным резюмирующим положением из приобретенных знаний должно стать то, что интегративный характер здорового образа жизни обусловлен его многоаспектностью. Наиболее существенными его аспектами являются социально-политический, экономический, биологический, психологический, гигиенический, нравственный, духовно-культурный и др. Поэтому об общественном прогрессе вполне правомерно можно судить не только по уровню развития науки, техники и производства, но и по обеспечению здорового образа жизни его граждан.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.